Китайский
чай – хорошая тема… Я открыл для себя китайский чай много лет назад,
еще в Ростове. Там появился магазин «Чайная лодка», и мы плотно присели
на пуэр. Когда приехали в Москву, оказалось, что здесь с этим гораздо
проще: и сортов больше, и можно найти очень хороший чай — например, в Магазе (интернет-магазин «Газгольдера»).
Чай приносит энергетический заряд — и душевный, и физический, это
реальный стимулятор, очень серьезная, крутая вещь. Пуэр, например,
действует термоядерно, вызывает всплеск энергии, сил, дает такое
агрессивное, плотное состояние. Да Хун Пао, улуны — более спокойные,
творческие, помогают концентрироваться на внутренних процессах,
усиливают чувствительность.
Два года назад я впервые попал в Китай — мы поехали тренироваться к
мастеру. Были сначала в Пекине, потом двинулись вглубь Китая. Мы были в
тех местах, где чай выращивают и собирают, общались с людьми-чаеводами,
жили в китайских деревенских домах, — в общем, погрузились в тамошнюю
жизнь. Мы в путешествии покупали чай прямо в деревнях, такой чай в
Москве негде взять, его и в Пекине нету. А
в Пекине, особенно на чайной улице Мо Лин Дао, надо покупать чай
осторожно — хороший довольно сложно найти. Но, поскольку мы были у
мастера, он познакомил нас со своим другом, владельцем чайного
магазина, мы до сих пор в Пекине берем только у него. В процессе
путешествия во мне появилась новая волна: я стал относиться к чаю и
чаепитию проще, мы стали ближе, взаимодействие душевнее. Сейчас я не
привношу в чайную церемонию каких-то мистических элементов. Тут важна
простота. Сама идея «мастер чайной церемонии» — это прикол. Все равно,
что мастер по варке борща. Есть хорошие варщики, и есть плохие — больше
никаких других смыслов в этом нет.
Естественно, многое зависит от того, с кем ты пьешь чай. Чай –
проводник человеческой энергии. От компании можно получить очень
позитивный заряд, а можно негативный. У нас есть один старший товарищ,
так с ним пить чай – настоящий экспириенс. Человек передает такой поток
энергии, что уходишь как надувной шарик.
Это самое важное – какие люди с тобой. Можно пить и дорогие сорта, но
если компания стремная, то из этого ничего не получается.
Но если пить чая слишком много, то можно допиться до чертиков.
Злоупотребление этим элементом вызывает определенные мозговые
перегрузки. Собственно, из опыта и разговоров на эту тему и родилась
идея чайного пьянства. Появилась тема – решил написать песню «Чайный
пьяница». И с фильмом «Чайный пьяница» также получилось: появилась
тема, была камера под рукой — начали снимать.
Путешествие по Китаю принесло новое в понимание гун-фу, своего пути —
освобождение от страданий здесь, на Земле. Избавление от своих
недостатков, внутренних помех, приобретение свободы. В ушу вообще
ничего обязательного нет, это и есть свобода, гун-фу каждого человека,
путь. Какие он на себя берет обязательства — такие и берет. В даосских
монастырях можно есть мясо, монахи курят прямо в храме. Здесь сама суть
свободы выше всего — выше чая, боевых искусств.
Баста
2006 год, мы в Пекине, отправились на ро-довую могилу Дун Хай Чуаня, первого учителя стиля Восьми Триграмм «Багуа Джан».
Традиционный рынок в Пекине.
Традиционный рынок в Пекине.
Традиционный рынок в Пекине.
Традиционный рынок в Пекине.
Древний Храм Ароматных Гор, Сян Шан, под Пекином. Когда-то это была резиденция Сунь Ят Сена.
Там же.
Чайный магазин госпожи Линь И в Пекине.
Горное
селение, высота 1800 над уровнем моря, провинция Фудзянь (юго-восток
страны, прибрежная часть граничит с Тайванем), север, конец октября,
окрестности города Пучен. Эта деревня впервые увидела белых людей.
Здесь есть краеведческий музей, где сейчас висит наша фотография.
Та же самая деревня.
Местное отделение Discovery
Ден
и Баста в деревне Пучен. Три дня назад мы еще были в Москве, потом в
Пекин и из Пекина в Уишаньские горы, из Уишаньских гор 200 км на машине
вот в эту горную местность. Сзади виден бамбуковый лес, это южная
сторона горы. На северной стороне сосновый лес.
По
китайскому лунному календарю зима наступает в начале ноября, но там еще
+25 на солнце, поэтому травки разные прекрасно сушатся.
Баста
на полтора километра выше. Здесь находится смотровая площадка для
местных китайских районных туристов. Деревянная небольшая гостиница,
сосновый пик, где обычно встречают восход солнца.
Там же.
В
этом же округе есть мемориальная доска, посвященная партизанам Мао Дзе
Дуна, и есть краеведческий музей – бамбуковая беседка, а перед ней вот
эта доска.
Смотровая площадка с другой стороны горы.
Недалеко
от смотровой площадки старый даосский храм, очень маленький. Справа от
входа жертвенная печь, где сжигают жертвенную бумагу и кремируют
умерших монахов.
Внутренний
дворик храма, небольшой ал-тарь. Обычно в храмах ярусные алтари – есть
разные энергетические уровни. Внутренний алтарь – самый верхний по
уровню неба. В даосском пантеоне это алтарь Трем Чистейшим.
Мы провели на смотровой площадке два дня, тренировались, спускаемся вниз, Баста отдыхает на очень красивом камне.
На спуске встретились с местными кресть-янами. Им по 70—75 лет.
Мы спустились с гор к реке. Это историчес-кий город, его специально не изменяют, поскольку он представляет ценность.
Река называется Лау Шу Тан – Отмель Крысы
Город Пучен, после гор мы тут отдыхали в гостинице.
Уишань,
мы на местной чайной фабрике, которая находится у истоков реки Девяти
Из-гибов. Это господин Чжен, хозяин фабрики, он заваривал нам двадцать
пять сортов уи-шенского чая, самого разного. Мы купили сортов 10-15, но
чая напузырились так…
Вид
на кумирню напротив чайной хижины господина Чжена. Это кумирня (храм)
Ма Дзу Мяо (Матушки Моря) и за ней — знаменитые пики Трех Обращений
Вверх. Смотритель этого храма – старший брат того человека, у
которого мы в Пекине покупаем чай. Он очень искушенный в чае человек,
традиционный китаец.
Ден, жена настоятеля храма госпожа Ван, Баста.
Шу янь тун, кальян по-нашему. Сделан из основания бамбука, внутрь наливали воду, или водку, или вино.
Боковой вход в храм, им пользовались рабочие.
.В
каждом храме, помимо настоятеля, есть смотритель. Это смотритель
уишаньского храма, он заваривает Шуй Сянь, Нарцисс, великолепный
уишаньский чай.
Храм
Цветка Лотоса – Лянь Хуа Гуань, ста-рое здание, ему лет 700. В храм мы
попали на Хэллоуин, который совпал с праздником Хризантем – 9-ый день
9-ой луны. И там камлали круглые сутки даосы. В этот день возносится
очень много молитв божествам, поскольку этот праздник венчает собой
энергетический год – двойная девятка, цифра святости. То есть это очень
значимый день.
Чайный побег, в том же храме. Там есть грядки с чайными кустами.
Самка богомола.
Деревня
внизу храма. Дедушка пригласил нас пообщаться и показал, как он
построил дом, а дом обалденный — китайская южная архитектура очень
красива.
200 км от
предыдущего места, мы поехали в знаменитый Уишаньский заповедник. Там
вдоль дороги леса, где живет много-много диких обезьян. Они спускаются,
потому что знают, что их покормят.
Ден с Бастой там же, но в стороне от обезьян.
Готовимся сплавляться по Дзюй Сюй Си (речке Девяти Изгибов) на джонках.
Этот
край по легенде основал один из прародителей китайской цивилизации, у
него было два сына, У и И. Они с сыновьями формировали ландшафт, и
говорят, что эту реку «сформировали» тоже они, и горы назвали У-И-Шань
в честь его сыновей.
Джонки.
Берега Дзюй Сюй Си.
У
этих скал слегка растрескавшаяся повер-хность, там давно сформировалась
почва, и растения пускают корни. Эти скалы называют утесами, на них
растет утесный чай.
Берега.
Камень теплый и живой, из него проступает влага, можно в жаркий день охладиться.
Водопад в верховьях.
Местная собачка.
Город
Чже Жун, мы поехали навестить мест-ных духов предков нашего товарища. В
центре города чайная фабрика, где делают зеленый чай.
Предварительная сушка чая.
На чайной фабрике. Баста решил подмести.
Там же, в фонтане.
Чайные плантации в Уишаньских горах.
2006
г, весна, город Чже Жун, классический даосский храм, ему уже пара тысяч
лет. Виден центральный алтарь, справа кельи, в которых могут жить
путешественники, а слева алтарь и кельи монахов.
Лягушки в ресторане, можно заказать блюдо из них.
Знаменитые
кусты Да Хун Пао (Большой Красный Халат). Этот чай — предок всех
современных уишаньских чаев, единственный сохранившийся куст, на
который чиновник в древности надевал халат. Один чиновник в средние
века заболел. Буддийский монах посоветовал ему пить чай с опредленного
куста, и чиновник послушался, и спустя некоторое время почувствовал,
что болезнь ушла. Он в благодарность принес к чаю большой пузатый
красный халат, надел на чай и поклонился ему. Он понял, что это дух чая
ему помог. С тех порздесь устраивают ежегодное песнопение и надевают
халат на чаи, и все дороже и дороже продают чай с этого куста — 250 000
$ за 300 грамм.
Гостиница в городе Цюань Чжоу.
Пригород Цюань Чжоу, город Каменных Львов
Цюань Чжоу, недалеко от бухты, где встре-чали японских завоевателей.
Цзюань Чжоу, раритетная машина на площади
Там же пляж. Местная женщина, общалась на каком-то особом диалекте, смеялась над нами.
Едим живых креветок.
То же.
Уишаньский
заповедник, самая верхняя точка, гора Хуан Ган Шань (гора Твердого
Пика), 2200 м над уровнем моря. Здесь находилась китайская воинская
часть в послевоенные годы, и казармы остались.
Фабричка в Уишаньском заповеднике, здесь делают настоящий копченый Джень Шань Сяо Джун.
Это станки для скручивания чая, но их уже не используют сейчас.
Рядом.
Хуан Ган Шань.
Фабрика чая.
Огромная печь для копчения.
Она же.
Мы решили здесь пообедать, увидели щенков на заднем дворе.
Дневной дозор.
Местная свинка в год Свиньи.
Это знаменитый музей чая в Уишане, образцовые кусты чая Уи Жоу Гуй, таким он должен быть в идеале.